Отрасль международных наземных грузоперевозок одна из тех, которая тяжелее всего переживает последствия напряженной геополитической ситуации – как установленное Россией эмбарго на продукты питания из Европейского Союза, так и падение курса рубля. Как признают сами перевозчики, за последний год объем перевозок в Россию и из России очень сильно упал. Особенно это падение сказалось на перевозчиках, спецификой которых являются продукты питания, овощи и фрукты. Спад наблюдается и на рынке Украины. В то же время все серьезные игроки этой отрасли уже давно диверсифицировали свои направления, поэтому падение на рынке России и Украины, хоть и сказывается негативно, но не является фатальным.
Как одну из проблем отрасли перевозчики называют порой нечестную конкуренцию с фирмами-однодневками, которые работают ниже себестоимости, потом объявляют себя банкротом и опять создают новое предприятие. Еще одна проблема – нечестные клиенты, которые не платят за услуги, объявляя о своей неплатежеспособности. Поскольку не во всех случаях расчеты осуществляются по предоплате.
Грузоперевозчик «Sonora» каждый год повышает свой оборот и 2015 год не стал исключением. Как рассказывает председатель правления предприятия Янис Мозга, падение на рынке России и СНГ наблюдалось, но предприятие смогло компенсировать его рынками других стран, а также перевозками по железной дороге и морю. Процентное соотношение Латвийских клиентов у предприятия составляет примерно 40%, и их грузы в основном транспортируются в Скандинавию, Германию и Францию. Как подчеркивает Я. Мозга, главным козырем Латвийских перевозчиков является высокое качество и возможность предоставлять полный спектр логистических услуг – начиная со стивидора и таможенных услуг и заканчивая консультациями по упаковке и креплению груза, таким образом уменьшая количество единиц и соответственно затраты.
«На Латвийском рынке очень сильная конкуренция, поэтому отдельные компании активно занимаются демпингом. В то же время я считаю, что на рынке есть еще свободные места. Компании будут активно осваивать и другие рынки для предоставления логистических услуг, например, Скандинавские страны».
Говоря об основных проблемах отрасли, наряду с демпингом, Латвийские предприниматели упоминают необходимость лицензировать экспедиторов – грузоперевозчиков. Это исключило бы ситуации, когда какое-либо предприятие с целью привлечения клиентов предлагает свои услуги по неадекватно низким ценам, потом объявляет себя банкротом и снова создает предприятие.
«По-моему, одна из главных задач отрасли – ввести лицензирование и сертификацию международных грузоперевозчиков – экспедиторов, таким образом повысив стандарты качества в отрасли», — подчеркивает Я. Мозга. С тем, что такое лицензирование было бы целесообразным, согласны и другие логистические компании.
Источник: Рута Кеснере, газета «Diena», 08.02.2016 г.